Проект по продвижению идей инклюзивного образования
"МЫ РАДЫ ТЕБЕ"
Рушить барьеры необходимо прежде всего в головах
Сегодня несмотря, на то, что инклюзивное обучение является главным трендом в образовании детей с ОВЗ, родителям детей-инвалидов зачастую отказывают в приеме в обычную школу или же отправляют ребенка на домашнее обучение, хотя, формально, школа оснащена для обучения таких детей всем необходимым, для детей с ограниченными возможностями здоровья в школах уже составляются специальные образовательные программы, и школьная общественность вроде бы не возражает, чтобы в учебном заведении обучался такой ребенок.
Но стоит переступить ребенку с каким-либо даже незначительным нарушением порог школы, оказывается, что совместное обучение ребенка с его здоровыми сверстниками оказывается сплошь и рядом состоит из высоких преград, вызываемых негативными стереотипами, страхами столкнуться со множеством проблем и неприятностей.
Педагоги с ужасом понимают, что кому-то из них придется столкнуться с трудностями при обучении этого ребенка, разбираться с проблемами в отношениях между ребенком-инвалидом и его здоровыми сверстниками, а также проблемами в отношениях как с семьей ребенка с инвалидностью, так и родителями здоровых детей.
Когда ребенок в конце концов попадает в чей-то класс, одни педагоги начинают окружать ребенка с нарушениями в развитии «особой» заботой, последствиями которой становятся неуверенность или крайняя самоуверенность ребенка с ОВЗ, что в конечном итоге отражается на отношениях в классном коллективе. Другие предпочитают просто не замечать таких детей, бесконечно раздражаясь и сетуя на то, что они не усваивают образовательную программу или плохо себя ведут.
И те, и другие педагоги мало задумываются о своем собственном отношении к особенным детям, предпочитая искать в своих неудачах во взаимодействии с этими детьми и их родителями других виновников.
Учитывая все выше сказанное необходимо отметить, что сегодня уже назрела необходимость не только в организации курсов повышения квалификации для педагогов, реализующих инклюзивную практику, но и разработке социальных проектов и программ для педагогов по продвижению в школах идей инклюзии с участием самих молодых людей с инвалидностью.
Целью этих проектов должно являться содействие осознанию педагогами своей собственной позиции по отношению к возможности обучения детей с ОВЗ и феномену инвалидности в целом, а также формирование и развитие эмоционально-ценностного отношения к детям с особенностями в развитии и их семьям.
Поэтому осенью 2017 года ведущим специалистом АНО «Молодежный центр «Здоровье нации» Е. Жимаевой и старшим научным сотрудником ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Е. Ковалевым был разработан проект, направленный на продвижение идеи инклюзивного обучения в общеобразовательных школах под названием «МЫ РАДЫ ТЕБЕ».
Целью проекта является развитие у педагогов психологической готовности к обучению и взаимодействию с детьми с ОВЗ на всех этапах их школьного обучения.
Проект предполагает проведение двух интерактивных занятий (семинаров) для специалистов психолого-педагогической службы и педагогов, уже работающих или собирающихся работать с детьми с ОВЗ различных нозологий.
Каждый семинар представляет собой интерактивное занятие и предполагает, как индивидуальную, так и групповую работу его участников.
Индивидуальная работа проводиться участниками в специально изготовленной тетради, которая остается у участников семинара.
Уникальность проекта «Мы РАДЫ ТЕБЕ» заключается в том, что ведущие семинара – молодые люди с инвалидностью, обучавшихся в общеобразовательных школах и добившихся успехов в определенной сфере деятельности.
В ходе проведения подобных семинаров педагоги узнают об истории отношения общества к инвалидам, факторах, влияющих на развитие и воспитание в семье ребенка. Также в процессе семинара затрагиваются вопросы построения доброжелательных отношений в классе, рассматриваются технологии оказания помощи ребенку с ОВЗ в его личностном и профессиональном становлении.
Кроме того, в ходе занятий ведущие работают со стереотипами имеющимися у педагогов образовательных школ в отношении людей с инвалидностью, посредством проведения открытого интервью с ведущими семинара, а также практических заданий, направленных на понимание проблем детей с ОВЗ.
В результате проведения подобных семинаров у большинства педагогов меняется позиция по отношению к инклюзивному обучению с «для таких детей существуют коррекционные школы» на понимание необходимости обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. Кроме того, педагоги обретают уверенность в своих силах и способностях помочь особенному ребенку, начинают видеть его жизненную перспективу.